Фабрика камня

поставка, обработка, реставрация, укладка камня

(495) 772-6248
О компании
Наши услуги
Стоимость работ
Популярно о камне



Популярно о камне




Как греческий инженер Маринос Харбурис транспортировал гранитный монолит весом 2000т из Финляндии в Санкт-Петербург в 1770 г.

В связи со знаменательной датой, приуроченной празднованию 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, возникают волнующие воспоминания из истории города - о выдающемся техническом достижении 1770 г. советника Екатерины Великой Мариноса Харбуриса.

Благодаря выдающемуся мастерству греческого инженера с Кефалинии, которое позволило ему наилучшим образом использовать технические средства того времени, чтобы транспортировать гигантский гранитный монолит с Финского залива в Санкт-Петербург и использовать его для постамента конной статуи Петра I, его имя навсегда вошло в историю. Древние греки, египтяне, римляне транспортировали и перемещали огромные мраморные и гранитные блоки с помощью специальных деревянных цилиндрических катков, именуемых по-гречески "katrakylia". Маринос Харбурис вынужден был отказаться от этого старого и испытанного способа из-за чрезвычайно большого веса приспособления и решил использовать шарикоподшипники, перемещающиеся по прямой направляющей.

Транспортировку огромного массива камня, найденного на побережье Финляндии, греческий инженер организовал на расстояние 20 км - по заболоченным участкам, рекам и морю, в трудных метеорологических условиях - на территорию на севере России. Выполнение задачи с учетом всех осложняющих факторов оказалось очень непростым даже для нашего времени, но талантливый греческий инженер с о. Кефалиния успешно достиг своей цели и заслужил восхищение императрицы, чиновников и знати России, всегда с большим уважением относившихся к грекам. Достижение Харбуриса стало известным благодаря Герасимосу Апостолатосу, бывшему министру, который в настоящее время является председателем Общества по изучению истории Греции. Ему представился такой случай, когда российская правительственная делегация связалась с обществом, чтобы обсудить возможность организации некоего мероприятия по случаю 300-летия Санкт-Петербурга. Мероприятие должно было быть связано с историей города, а также в некоторой степени ассоциироваться с Грецией. Первое, что пришло на ум господину Апостоласу, была прочитанная им в юношеском возрасте из старой книги, найденной в библиотеке Аргостолиона, история Харбуриса - человека, которому удалось перевезти самый крупный из когда-либо перемещаемых грузов. Древние страницы под названием "Биографии прославленных людей Кефалинии" были написаны священником Антимосом Мезаракисом в 1843 г.

Господину Апостолатосу было известно, что Харбурис сам подробно описал, как проводил исследование, а также представил организацию проекта транспортировки огромного камня. И он сразу начал ее искать книгу греческого инженера с Кефалинии. В конечном итоге Апостолатос обнаружил подлинный альбом на французском языке, выпущенный в Париже в 1777 г., и приступил к обсуждению вопроса с профессором Афинского национального технического университета господином Теодосисом Тасиосом. Ознакомившись с рисунками и текстами Харбуриса в альбоме, они были потрясены глубокими знаниями Харбуриса в области механики и математики.

Научная документация, подтверждающая то, что это техническая реализация особой важности, которая может и должна быть предана гласности, является отправной точкой детального представления всего предприятия по транспортировке гигантской гранитной глыбы.

Профессор Теодосис Тасиос считает, что технология - это культура, и необходимо обеспечить должный резонанс, даже если лишь немногие принимают эту точку зрения. Техническая палата Греции с интересом отнеслась к предложению Апостолатоса и Тасиоса организовать выставку с целью пропаганды работы этого видного греческого инженера и совместно с Обществом изучения истории Греции при поддержке ассоциации технических компаний Association of Technical Companies 8th Order на территории Technopole муниципалитета Афин организовала интереснейшую выставку "Глыба весом 2000 тонн совершает путешествие на расстояние 20 километров - Маринос Харбурис - великий греческий инженер, Россия, 1770 г.". Тут были представлены рисунки и тексты из книги Харбуриса, изображения машин и конструкций, фотографии, с помощью мультимедийных технологий отображены основные этапы этой грандиозной работы. После закрытия выставку отправили в Санкт-Петербург. Люди в России, а также туристы, которые приехали в Санкт-Петербург на юбилейные торжества, не только восхищались величественной статуей Петра Великого, но также узнали, как гениальный греческий инженер транспортировал огромную гранитную глыбу, которая служит постаментом статуи.

Гениальный инженер с Кефалинии - советник Екатерины Великой Маринос Харбурис родился в 1729 г. в Аргостолионе на Кефалинии, Он взял себе имя своих родственников - Шевалье Александр Ласкарис. В России он поселился в Санкт-Петербурге, на севере России. Генерал русской артиллерии Петрос Мелиссинос помог ему стать офицером Инженерного корпуса Екатерины Великой - адъютантом генерала М. де Бецки, руководившего строительством общественных зданий.

Первой крупной, доведенной до конца работой, подтверждающей способность Харбуриса к реализации больших проектов, был каркас мастерской для знаменитого французского скульптора Фальконе. Эта конструкция была настолько большой и высокой, что многие считали, что она рухнет от первого порыва ветра - но этого не произошло. Мастерская находилась на том месте, где была возведена колоссальная статуя Петра Великого.

Однако самым крупным и заметным успехом Харбуриса было решение проблемы транспортировки из Финляндии в Петербург огромного камня, предназначавшегося для постамента величественной бронзовой конной статуи Петра Великого.

Изобретательность и решимость, с которыми Харбурис взялся за выполнение этой сложной миссии, помогли ему упрочить положение в русской армии: стать директором кадетского корпуса в звании подполковника.

Маринос Харбурис женился на дочери Георгиоса Хрисоскулеоса, министра иностранных дел России. В 1777 г. после смерти жены он решил уехать из России, а поселившись в Париже, он написал книгу о перемещении и транспортировке гигантской гранитной глыбы.

Камень совершает путешествие из Финляндии в Санкт-Петербург. Хроника технического чуда.

В 1768 г., через 40 лет после смерти Петра I, русская императрица Екатерина Великая (1729-1796) решила возвести в Санкт-Петербурге его величественную статую. Работа была поручена знаменитому скульптору того времени французу Этьенну Морису Фальконе, который считал, что все в новом монументе должно нести печать гениальности. По мнению скульптора, "Герой России" должен предстать таким, каким он был: изобретателем, творцом, великим законодателем и необычным во всех отношениях человеком; поэтому великолепная статуя, помещенная на обычный постамент, не может пробудить в созерцающих ее людях новые идеи и благородные помыслы.

Так у Фальконе появилась идея грандиозной композиции: великий человек верхом на коне галопом стремится к вершине горы, под копытом лошади змея, всадник в движении - управляет лошадью, а другой рукой он как бы уверяет страну в своих добрых намерениях. "Гора", то есть огромных размеров каменный постамент статуи, стала для художника ключевым элементом композиции. Фальконе думал взять 6-10 крупных камней и скрепить их с помощью железных или бронзовых соединений, чтобы получился куб 10x10x10 м. Именно тогда и вмешался Маринос Харбурис, советник императрицы. Он доказал Фальконе, что работы такого рода сопряжены с множеством трудностей: на стыках будет происходить износ, образовываться ржавчина, и части распадутся; различного рода происшествия могут повредить их; воздух будет разрушать их, и скоро то, что было скалой, превратится в груду камней. Поэтому Харбурис предложил сделать постамент из единого массива.

Большинство чиновников императрицы посчитало это предложение невыполнимым. Показателен такой факт: в 1768 г. в своем докладе Сенату один из чиновников, Н. де Бецки, отмечал, что совершенно невозможно перевезти такой огромный каменный блок, и, с другой стороны, это потребует очень больших расходов. Кроме того, они считали, что нельзя будет найти камень нужного размера и качества - без трещин и изъянов.

Таким образом, вернулись к первоначальной идее - сделать постамент из нескольких камней. Вначале думали, что он должен быть из двенадцати частей, затем было решено использовать только шесть. Все камни должны были быть одного качества и цвета. Но затем было установлено, что при технических средствах того времени перевезти несколько больших камней будет так же трудно, как и один.

К Харбурису пришел крестьянин и рассказал ему об очень большом камне на болотах, на побережье Финского залива. Харбурис отправился туда пешком и обнаружил монолит из твердого гранита, покрытый мхом. Глыба имела плоское основание и размер приблизительно 13x9x7 м. Несмотря на то, что от удара молнии откололся один угол камня, Харбурис решил, что это идеальный вариант для постамента статуи, с точки зрения монолитности, формы и размеров.

По возвращению в Санкт-Петербург Харбурис доложил о результатах своего исследования. Но ему вновь пришлось столкнуться с опасениями и сомнениями технического мира, который по-прежнему считал перевозку камня таких больших размеров невозможной. Вышестоящие думали расколоть камень на меньшие части, для того чтобы упростить его перевозку. Однако в связи с тем, что гранит слишком твердый камень, чтобы его можно было легко расколоть, все согласились с тем, что на это ушло бы много времени и плачевно закончилось бы для самого камня. К счастью, Екатерина Великая оказалась очень проницательным человеком - она дала указание Харбурису найти решение по транспортировке этого большого камня из соседней Финляндии в Санкт-Петербург. В конце концов доводы Харбуриса и его обаяние победили.

Начало предприятию было положено изучением механизма перекатывания камня.

Харбурис отказался от обычного способа транспортировки с использованием роликов и цилиндров в механизмах, предназначенных для перемещения тяжелых предметов, потому что вес, который нужно было перевозить, был очень большим (примерно 2000 т) и распределялся неравномерно. Он посчитал, что при этих условиях ролики не позволят перемещать камень по прямой и не смогут выдержать неравномерно распределенный большой вес - из какого бы материала они ни были сделаны.

Он изобрел устройство особого типа для улучшения движение тел - сферические тела, закрепленные между двумя параллельными балками. Он также заметил, что они гораздо легче роликов и обеспечивают намного более быстрое перемещение, имея ограниченное трение, так как опираются на одну точку на поверхности. В конечном итоге, было построено устройство для транспортировки имеющегося камня. Оно состояло из двух частей. Нижняя часть была построена из отдельных брусков длиной 10,70 м; в верхней части которых была сделана выемка в виде канала под металлическую канавку толщиной два дюйма; эта канавка была на шести участках. По бокам канавки были тоньше, потому что только нижняя часть должна была нести динамическую нагрузку. Чтобы уменьшить трение, возникающее при качении шара, Харбурис придал боковым стенкам металлической канавки выпуклую форму. Он также заметил, что шары имели такой диаметр, что они всегда опирались на нижнюю часть канавки, а стенок касались только случайно, во время движения устройства. Верхняя часть устройства состояла из таких же деревянных брусков с медными канавками в нижней части. Все эти детали, соединенные и скрепленные гайками, составляли единую конструкцию длиной 13,6 м, на которую помещался огромный камень.

Сначала была изготовлена модель, чтобы провести испытания. Он нагрузил корпус модели весом, который соответствовал размерам устройства в той же пропорции, что и камень в отношении полномасштабной модели. Достаточно было малейшего усилия, чтобы устройство двигалось по поверхности с необычайной легкостью! Результаты испытаний на модели в конечном итоге убедили генерала М. де Бецки и императрицу выделить Харбурису необходимых рабочих и технические средства для транспортировки камня. Зимой 1768-69 гг. в безлюдном месте, где был найден камень-великан, Харбурис построил целую деревню для 400 рабочих, ремесленников и служащих. В первую очередь, он расчистил площадку от растительности, что способствовало быстрому осушению земли. Затем, чтобы обнажить камень, от него была убрана вся земля, которую в последствии использовали для создания вала вокруг всего углубления, в котором лежала глыба. Грунт был укреплен сваями, а поверху уложен ряд горизонтальных деревянных балок. Начато перемещение камня... С одной стороны выемки было установлено 12 кранов с 20-метровыми рычагами, которые заканчивались под камнем. С противоположной стороны, за пределами выемки было установлено 4 лебедки, веревки от которых были обвязаны вокруг камня. Всякий раз, когда камень немного поднимался, под него подводили клинья. Когда камень достиг точки равновесия, было установлено еще шесть лебедок для сохранения устойчивости.

Площадка, на которую должен был быть уложен камень, была выложена 2-метровыми слоями мха и соломы, образующими подушку, чтобы избежать появления трещин в камне. Наконец в марте 1769 г. камень был перемещен и осторожно уложен на подушку из мха и соломы. Начата транспортировка по земле... В течение лета 1769 г. Харбурис принял меры для выполнения работ, необходимых для того, чтобы открыть дорогу для транспортировки камня. Было расчищено место от болот до самых берегов Невы, укреплен грунт сваями, расчищался падавший снег, чтобы грунт промерз на большую глубину и стал более твердым и прочным. Камень должен был оставаться на подушке из мха и соломы до осени 1769 г., так как земля должна была хорошо промерзнуть, чтобы выдержать нагрузку при транспортировке огромного гранитного камня и не просесть. Кое-какие отколовшиеся кусочки были прикреплены к камню, чтобы затем их можно было вместе перевозить. От дна выемки к горизонтальной поверхности земли шел помост, укрепленный сваями и горизонтальными деревянными брусками, на который устанавливалась конструкция для перекатывания. Камень поднимался с помощью винтов, изготовленных специально для этого предприятия специалистом-ремесленником из Страсбурга по имени Фигнер; затем его поместили на систему для перекатывания. Перед камнем были установлены лебедки, которые рабочие с усилием крутили, и камень сдвинулся с места. Перемещение по горизонтальной поверхности земли было начато зимой 1769-70 гг. Впереди были установлены лебедки, соединенные с камнем, каждую лебедку приводили в действие 32 человека. Так как транспортировка должна была продолжаться не один месяц, чтобы не терять времени, одновременно производили обработку камня по чертежам и указаниям Фальконе. Таким образом, во время транспортировки над камнем работали 40 ремесленников-камнетесов.

Кроме того, на камне была установлена кузница для ремонта постоянно изнашиваемого инструмента каменотесов, а на вершине камня стоял барабанщик, который передавал команды Харбуриса различным бригадам рабочих. И, наконец, за камнем располагался обоз из трех санных повозок - со складом материалов, импровизированным жильем, припасами и т.п. Харбурис хотел сделать прямолинейный путь для перемещения камня. Тем не менее, какие-то повороты были неизбежны. На поворотах систему перекатывания по прямой заменяло колесо-крыльчатка, которое функционировало так же, как система перекатывания по прямой.

Камень поднимался на необходимую высоту с помощью 12 домкратов, а вращающая сила придавалась лебедками, которые теперь устанавливались с противоположных сторон, по обе стороны камня. По мере того, как рабочие крутили лебедки, камень плавно поворачивался на колесе. Затем с помощью домкратов под камень подводились конструкции для прямолинейного перекатывания, и движение продолжалось по прямой.

Камень путешествует по Неве

Во время транспортировки камня по земле Харбурис провел техническую подготовку, необходимую для погрузки камня на плавучие средства на берегу Невы. Был сделан ряд свай на пристани - на сотни метров по реке, до того места, где была достаточная глубина для подхода судна. Увлекаемые потоком воды, камни скапливались вокруг ограждения, защищая пристань от бурных потоков воды и кусков льда, плывущих по реке. Камень путешествовал 6 недель, прошел расстояние 6 км и достиг Невы в феврале 1770 г.

Там, на большом военном корабле российского флота, были установлены лебедки, чтобы подтянуть камень к краю пристани. Рядом с пристанью была подтоплена большая баржа, готовая принять камень, который предполагалось поместить на ее середину. Камень, вытянутый с корабля, был помещен на заранее определенное место, и российский флот продолжил дело.

Затем началась откачка воды с затопленной баржи, чтобы она могла всплыть. Однако под тяжестью камня центральная часть баржи оставалась на дне, а ее края были подняты, так что в местах соединения вода стала поступать вовнутрь. Чтобы устранить эту проблему, было решено вновь поручить Харбурису руководство предприятием. Он вернул барже первоначальную форму, поместив балласт на ее носовую часть. Затем он равномерно распределил вес камня по всей длине баржи. Для этого ему пришлось поднять камень с помощью винтов и установить со всех сторон стойки. Один край входил в прорезь в камне, а другой упирался в бруски дерева, прикрепленные ко дну баржи. Эти стойки постепенно укорачивались, поэтому, чтобы они были по всей поверхности баржи и чтобы они оставались на месте, Харбурис применил кусочки дерева, скрепленные железными крестовинами. Когда все было готово, винты, которые держали камень над конструкцией, были сняты, и когда его вновь опустили, его вес распределился по стойкам - по всей поверхности баржи. Затем рабочие закончили откачку воды, и баржа всплыла. Два больших корабля российского флота выполнили необходимые маневры и были прочно соединены с баржей.



© Шлифовка камня, 2007-2008. Все права защищены.